Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
8:1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
8:2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
8:3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель:
8:4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
8:5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
Евангелие от Луки
9:57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
9:58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
9:59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
9:60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
9:61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
9:62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Мир, который Бог создал, должен совершенствоваться, и в этом смысле каждый трудник – не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано. И как важно помнить, что кроме исполнения прямых своих обязанностей – профессиональных, семейных, общественных – мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, – принести плод духа. Что же это за плод духа? Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22–23) – это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни.
О следовании за Христом
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Лк. 9: 57-62
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о лицах, которые имели намерение примкнуть к общине учеников Иисуса, но мы не знаем, осуществилось ли оно. В каждом из трех описанных случаев какое-то обстоятельство или внутреннее качестве мешало этим людям стать последователями Иисуса.
Одному из желающих идти за Ним Иисус отвечает: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Из такого ответа отдельные толкователи делают вывод о внутренней неготовности этого человека последовать за Иисусом.
«Господь, — говорит святитель Афанасий Великий, — видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, — постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет. Господь как бы так говорит: никто, упокоеваясь в бессловесном, не может последовать Слову; друг бессловесных не в состоянии приять Слова; кто мечтает о бессловесных, тот не способен приобрести понятия о Слове. Действительно же, в самой дерзости книжника можно видеть признак его опрометчивости и невежества. Ибо если бы познал он силу Слова, то вовсе не составил бы себе ложного понятия о духовном Слове. И, будучи человеком, не осмелился бы сравнивать себя с непостижимою силою Спасителя, говоря: “я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел”».
В двух других описанных случаях последовать за Иисусом мешают родственные связи. В одном случае речь идет об уже умершем отце, которого нужно похоронить, а в другом случае о домашних, с которыми человек хочет проститься. Ни то, ни другое обстоятельство не признается Иисусом как достаточное, чтобы отложить на будущее время желание последовать за Ним.
Слова о необходимости похоронить своего отца некоторыми из толкователей понимались и в духовном смысле. Так, святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «И ты, человек, не вмешивайся в дела людей, преданных миру, пусть они хлопочут о мертвых, будучи сами мертвы духовно, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИЛАРИОНА ВЕЛИКОГО
Преподобный Иларион Великий проповедовал совершенную нестяжательность. До конца жизни он не принимал пожертвования, приносимые ему в благодарность за исцеления, объясняя, что в противном случае он оскорбит Бога, а к исцелённым больным вернутся их недуги. Особенно преподобный Иларион был нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов. Однажды один монах передал ему немного овощей из своего тщательно охраняемого огорода. Когда любимый ученик святого Илариона, Исихий, принёс их авве, тот спросил, неужели он не чувствует исходящего от них зловония скупости. Блаженный Иероним Стридонский писал, что преподобный Иларион способен был по запаху, исходящему от человека или предметов, которых грешник касался, определить, каким грехом тот отягощён или «каким демоном охвачен».
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ О ПОЧИТАНИИ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В заключение Вашего письма пишете, что Вас заботит время трудного рождения: и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает Вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день «Богородице Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся» (из письма без даты).