Седмица 6-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
43:26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.
43:27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?
43:28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.
43:29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!
43:30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.
43:31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.
45:1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
45:2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
45:3 И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
45:4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
45:5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
45:6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
45:7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
45:8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
45:9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;
45:10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
45:11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
45:12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;
45:13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
45:14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
45:15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
45:16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
Книга Притчей Соломоновых
21:23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
21:24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.
21:25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
21:26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
21:27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
21:28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
21:29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
21:30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
21:31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.
22:1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
22:2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
22:3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
22:4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи58:1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.
58:2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
58:3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
58:4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
58:5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
58:6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
58:7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
58:8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
58:9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
58:10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
58:11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
Верность Спасителю предполагает в первую очередь духовное трезвение. Мы должны быть духовно трезвыми. Мы должны быть способны различать духов. Мы должны быть способны отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных лжеценностей, прельщающих человека только своей внешней привлекательностью. Вот почему и дается нам поприще поста и молитвы, чтобы, накладывая на себя подвиг – такой небольшой, такой слабый, мы постарались воспитать свою волю в послушании Богу. Чтобы, участвуя в богослужениях, которые по-прежнему занимают меньшую часть нашего времени, мы научились слышать голос Божий – и в словах молитв, и в ответе на нашу собственную личную молитву. Чтобы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы почувствовали реальную помощь Божию, способную помогать нам отражать прилоги диавольские.
Несение креста
А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
Мк. 15:16-23
Евангелисты рассказывают о том, что Иисус подвергся истязаниям и надругательству со стороны римских солдат. Происходит это во внутреннем дворе, куда Иисуса уводят после того, как Пилат объявил смертный приговор. Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн, говорят о багрянице и терновом венце — пародии на царские регалии. Матфей и Марк упоминают о том, что Иисуса били тростью по голове.
Что представлял собой терновый венец, возложенный на голову Иисуса? В христианской традиции, в частности Тертуллианом, он воспринимается как образ «поношения, позора, унижения и жестокости», Климентом Александрийским — как «некоторого рода издевательство над высокосвященными страданиями Господа».
В то же время, терновый венец — не просто символ: он должен добавить боли и без того уже истерзанному бичами Осужденному. Греческий термин, означающий «шип», «колючка», «терн», может указывать на любое растение, имеющее шипы, такое, например, как зизифус или нильская акация. Венец из ветвей подобного растения должен был вызывать острую боль и обильное кровотечение, особенно при ударах по голове тростью.
Отметим, что перед тем, как повести Иисуса на распятие, воины снимут с него багряницу. Однако Евангелисты ничего не скажут о снятии с Него венца. Вероятно, венец оставался на Его голове до самого конца. Так, во всяком случае, восприняла евангельский рассказ христианская иконография: на иконах Распятия Иисус, как правило, изображается в терновом венце.
Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни. И упоминают «некоего Симона Киринеянина». Киринея, или Кирены — ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога (Деян. 6:9). Говорили они на своем диалекте.
Папа Римский Лев Великий считал, что Симон Киринейский был язычником. Симон мог быть одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа (Рим. 16:13): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
О ПРЕПОДОБНОМ ИОСИФЕ МНОГОБОЛЕЗНЕННОМ
Преподобный Иосиф жил в XIII веке. Он именуется Многоболезненным, так как, ещё будучи мирянином, многие годы тяжело болел. В какой-то момент он дал обет принять монашество, если Бог исцелит его от болезни. Господь услышал его, и после исцеления преподобный стал иноком в КиевоПечерском монастыре. Был он усерден в посте и молитвах и всегда старался послужить братии. Служба святому повествует, что и сам он стал целителем, получив от Бога такой дар. После кончины святого положили в Дальних пещерах. Митрополит Макарий Московский указывает на мощи святого как на пример древности троеперстного крестного знамения: «Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединёнными, хотя неравно, но вместе, а два последние – безымянный и мизинец – пригнутыми к ладони».
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) О РЕЛИГИОЗНЫХ КАРТИНАХ И НЕКОТОРЫХ ИКОННЫХ ОБРАЗАХ
В Цензурный комитет посланы от меня несколько иностранных картин. По моему мнению, это святые изображения, написанные более или менее мирскою или фантастическою кистью. Некоторые могут быть допущены, а некоторые, кажется, должны быть возбранены, например, Спаситель с светящимся снаружи сердцем, как не утверждённые церковным Преданием… Потрудитесь растолковать священнику, что картины Символа веры и молитвы Господней составляются иконописцем посредством произвольных выдумок, частью непонятных, несообразных с делом, не представляющих ничего священного… Такие картины можно терпеть в церкви, когда они уже написаны. Если прилично и полезно иметь в церкви изображения истинные, понятные и назидательные, то предметы их надо брать из Священного Писания и из истории Церкви и святых. Прискорбно видеть несведущего мирянина, распоряжающегося иконописанием в церкви, и священника, не помышляющего, что его обязанность – рассудить, что прилично церкви.