Когда христиане начали праздновать Покров?

Новгородская икона Покрова
Источник: WIkimedia Commons 

Предлагаем вниманию читателей фрагмент главы «Почитание Богородицы на рубеже тысячелетий» из книги митрополита Волоколамского Илариона «Тайна Богоматери». В настоящий момент книга готовится к печати в Издательском доме «Познание»

История появления праздника Покровá Пресвятой Богородицы (1 октября) полна загадок. Принято считать, что он установлен в память о явлении Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому, которое произошло около 930 года. Однако время жизни святого точно не установлено: по сведениям его жития, он жил в V веке, тогда как наиболее вероятным временем его жизни представляется вторая половина 9 и первая половина 10 века.

О явлении Богородицы святому Андрею повествует памятник под названием «Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради». Сохранилось более 110 греческих рукописей жития, древнейшая из которых относится ко второй половине 10 века. Автор обозначает себя как «Никифор, милостью Вседержителя Бога находящийся в числе священников той великой церкви в Царице городов, которая названа Мудростью Божией»[1]. Иными словами, он был священником константинопольского храма Святой Софии.

Согласно житию, святой Андрей жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого», то есть императора Льва Первого и был современником преподобного Даниила Столпника (†493). В то же время, автор жития позиционирует себя как человек, лично знавший святого, и в этом усматривается серьезная хронологическая неувязка: всё говорит о том, что Никифор жил в 10 веке, тогда как время действия жития он смещает на несколько веков назад. Очевидные анахронизмы в житии навели его первого издателя на мысль о том, что Андрей Юродивый жил во времена императора Льва Шестого (886–912), а житие было составлено в 10 веке. Эта дата составления жития принята в настоящее время большинством ученых, однако время жизни святого Андрея относят, как правило, к началу или даже середине 10 века[2].

Видение Пресвятой Богородицы, описанное в житии, произошло в константинопольским Влахернском храме, куда Андрей пришел в сопровождении своего ученика Епифания для участия во всенощном бдении: 

Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и сын грома[3], держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: „Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?“ Он же ответил: „Да, отец мой духовный“.

И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на Своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой[4].

Праздник Покровá был установлен в память об описанном видении, однако неизвестно, где, когда и кем. По одной версии, он был установлен в Константинополе при императоре Льве Шестом, то есть не позднее начала 10 века, и из Византии перешел на Русь, а в Византии со временем оказался забыт. По другой версии, праздник был установлен на Руси около 1164 года благоверным князем Андреем Боголюбским[5].

В чинопоследовании праздника, которое печатается в современных Минеях, говорится о Божией Матери как о покровительнице благоверных царей и всех христиан, защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, молитвеннице о христианах перед Богом, ходатаице о спасении всех верующих: 

Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея[6].

Одушевленный дворец Христа, верующим же стена, покров и держава, Тобой город Твой спасается, о Богоматерь, Твоей помощью увенчиваются правоверные цари; всегда Тебя восхваляя, они одерживают победы над язычниками, ибо Ты покрываешь их омофором Своей милости.

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша[7].

Сегодня мы, благоверные люди, светло празднуем, осеняемые Твоим присутствием, Богоматерь, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши.

Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога[8].

Дева сегодня предстоит в церкви и с хорами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют, ибо за нас Богородица молит предвечного Бога.

Однако данные тексты — достаточно позднего происхождения. Первые богослужебные тексты праздника на славянском языке появились, вероятно, не ранее XIV века, но чинопоследование продолжало дополняться вплоть до XIX века. К этому же столетию относится появление службы Покрову на греческом языке. Впервые она была издана в 1869 году под названием Ἀκολουθία τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας («Последование святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»). После Второй мировой войны была составлена новая служба, а сам праздник был перенесен на 28 октября (день государственного праздника Греции). Автором новой службы стал монах афонского скита Святой Анны Герасим[9].

Суммируя сказанное о празднике Покрова, мы можем констатировать следующее: 1) точное время события, легшего в основу праздника, неизвестно, однако есть веские основания считать, что оно произошло в Х веке; 2) рассказ об этом событии был написан в Х веке; 3) было ли установлено празднование в память о нем в Византии, нам точно неизвестно, но уже в XII веке праздник появился на Руси; 4) славянские богослужебные тексты праздника были написаны в период с 14 по 19 века, а в Греции первые службы появились только в 19–20 веках.

Таким образом, событие, точная дата которого неизвестна, но которое было описано в 10 веке, на протяжении веков широко праздновалось на Руси, а в Греции оказалось фактически предано забвению. О нем вспомнили лишь в 19–20 веках. 

[1] Никифор Пресвитер. Житие Андрея Юродивого 245 (PG 111, 888 C). Здесь и далее Житие цитируется по: Житие Андрея Юродивого. Вступительная статья, перевод и комментарий Е. В. Желтовой. СПб., 2001.

[2] И. В. Т., О. В. Л., Никифорова А. Ю., Пивоварова Н. В. Андрей Юродивый // Православная энциклопедия. Т. II. C. 391–393.

[3] Апостол Иоанн Богослов.

[4] Никифор Пресвитер. Житие Андрея Юродивого 203–204 (PG 111, 848 C–849 A). Рус. пер. С. 103–104.

[5] Подробнее об установлении праздника см. в: Лукашевич А. А. Покров Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. LVII. С. 55–57.

[6] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня. Стихира самогласна.

[7] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня. Тропарь.

[8] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Кондак.

[9] Лукашевич А. А. Покров Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. LVII. С. 57.