Предсказание Иисуса о Своей смерти

Седмица 31-я по Пятидесятнице


И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Мк. 8:30-34

Комментарий митрополита Илариона:

В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о том, как Иисус, идя по дороге в селения Кесарии Филипповой, начал говорить Своим ученикам, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».

В научной литературе обычно говорится о том, что Иисус трижды предсказывал ученикам Свою смерть. Эти эпизоды так и называют: первое, второе и третье предсказания Иисуса о Своей смерти. Между тем, только в синоптических Евангелиях мы находим не менее пяти таких предсказаний. Предсказание, о котором мы читаем в сегодняшнем Евангелии, является первым из них. Иисус делает его в Кесарии Филипповой после того, как Петр в присутствии учеников исповедал Его Сыном Божьим.

В Евангелии от Марка содержатся многократные упоминания Петра: Петр выступает в качестве представителя группы учеников; к нему Иисус нередко обращает слова, адресованные всем ученикам; он часто говорит от имени всей группы (Мк. 8:29–33). Нарекая Петру новое имя, Иисус выделяет его из среды учеников. Петр выделен не только из числа двенадцати, но также из группы троих. Петр исповедует Иисуса Христом. Но в ситуации, описанной в сегодняшнем Евангелии, Иисус называет его «сатаной».

Блж. Иероним Стридонский пишет об этом: «Мы много раз говорили, что Петр был одушевлен пламенной и наибольшей любовью к Господу. Поэтому, — после исповедания своего: Ты еси Христос, Сын Бога Живого, когда он внезапно услышал от Господа, что Ему должно идти в Иерусалим и там многое претерпеть от старейшин и книжников, и первосвященников, быть убитым и воскреснуть в третий день, то не хочет ниспровергнуть свое исповедание; он не допускает и мысли, что Сыну Божию возможно быть убитым, и, движимый своим внутренним желанием, берет Его или отводит в сторону, чтобы не показаться другим соученикам, что он в присутствии их обличает Учителя, и начинает возражать Ему с чувством любви и желания сказать: “Не может этого быть, не может слух мой вынести того, чтобы Сын Божий был убит”. Господь, обратившись к нему, сказал: “Отступи назад, Сатана, ты соблазн для Меня. Так как ты говоришь противоречащее Моему желанию, то должен называться врагом”».

Горячая любовь Петра к своему Учителю не один раз подвергалась искушениям, но эти искушения не смогли ослабить ее.