О рассудительности

Седмица 27-я по Пятидесятнице


С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Лк. 14: 25-35

Комментарий митрополита Илариона:

Слова, которые читаются в сегодняшнем Евангелии, у многих вызывают недоумение: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). По версии евангелиста Луки, Иисус призывает ненавидеть жену, братьев, сестру, отца, мать и детей.

Один из современных исследователей, толкуя эти слова, считает, что ненавидеть своих родителей за то, что они родители, было бы чудовищно. Но последователи Христа должны быть готовы, если необходимо, относиться к тому, что для них дорого, словно к объекту ненависти. В этих словах, таким образом, содержится мысль о том, что единственным по-настоящему дорогим для каждого человека является Иисус, и ничто не должно удерживать от любви к Нему.

Две небольшие притчи — о строителе башни и о царе, идущем на войну, — представляют собой оригинальный материал Евангелия от Луки. Будучи частью поучения об отречении от близких, они служат в качестве важного дополнения к этим словам. В обеих притчах содержится идея о том, что нужно сначала подготовиться к делу, а потом решительно взяться за него и довести его до конца, чтобы не выставить себя на посмешище. Таким должно быть следование за Иисусом ­­– обдуманным и решительным.

В конце сегодняшнего евангельского чтения звучат слова: «Соль — добрая вещь; но, если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Разнообразное использование соли в древнюю эпоху заставляет говорить о ней как о важнейшем продукте. Без соли пища была невкусной и быстро портилась, без соли нельзя было принести жертву Богу, отсутствие соли означало недостаток важного медицинского средства. Здесь упоминается способ употребления соли в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль.

Кирилл Александрийский считает, что солью здесь Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу».