О воздаянии земном и небесном

Седмица 27-я по Пятидесятнице


Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Лк. 14: 12-15

Комментарий митрополита Илариона:

Иисус, идя из Галилеи в Иерусалим, приходит в субботу в дом одного из начальников фарисейских «вкусить хлеба», где Он произносит два наставления, не имеющих характер притчи. Одно из этих наставлений, обращенное к хозяину вечери, звучит в сегодняшнем Евангелии.

В Своём наставлении Иисус требует отказа от уз дружбы, который должен проявляться даже на бытовом уровне: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых...» (Лк. 14:12). Речь идет о любви, которая имеет сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником является Сам Иисус, подобно тому, как источником любви Иисуса к людям является Бог Отец.

Услышав слова Иисуса, один из возлежащих сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Здесь мы имеем дело с характерным для Луки приемом: он фиксирует «голос из толпы», являющийся спонтанной, эмоциональной реакцией одного или нескольких слушателей на слова Иисуса (в переводах этот характер реакции передается при помощи восклицательного знака).

Эти возгласы из толпы, как правило, Иисус не оставляет без ответа. Реакцией на слова, произнесенные одним из возлежавших на вечере в доме начальника фарисейского, становится притча о званых на пир, которая не входит в сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 14:16–24).

Рассматриваемые наставления Иисуса имеют тематическую и контекстуальную связь с притчей о званых на пир в Евангелии от Луки. Общий контекст обеспечивается трапезой в доме фарисея. Внутри этого контекста повествования перемежаются с поучениями, содержащими вариации на темы трапезы и хлеба («когда ты будешь позван кем на брак», «когда делаешь обед или ужин», «блажен, кто вкусит хлеба», «один человек сделал большой ужин»). Дополнительным фактором, обеспечивающим композиционное единство, является повторение слов «нищих, увечных, хромых и слепых» в поучении, адресованном хозяину трапезы, а затем в притче о пире.

В Своих наставлениях Иисус уделял особое внимание теме земного богатства. В словах, которые мы читаем сегодня, осуждается любостяжание и желание получить воздаяние от богатых людей. Иисус призывает благотворить нищим, чтобы получить небесную награду.

 Милостыня и раздача денег нищим — один из путей ко спасению.