Предсказание о смерти

Седмица 23-я по Пятидесятнице


Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Лк. 9: 44-50

Сегодняшнее Евангелие начинается с предсказания Иисуса о Своей смерти. Каждый из Евангелистов передает это предсказание по-своему. Лука подчеркивает непонимание учеников, говоря о нем трижды в разных формах («они не поняли слова», «оно было закрыто от них», «они не постигли его»). Приводя предсказание в сокращенной форме, Лука добавляет к нему преамбулу («вложите вы себе в уши слова сии»), напоминающую другие характерные для Иисуса речевые обороты, при помощи которых Он концентрирует внимание слушателей на том, что намеревается сказать («говорю вам», «истинно говорю вам», «слушайте и разумейте»).

Непонимание учеников вызывают многочисленные намеки и прямые указания Иисуса на то, что Его жизнь окончится смертью и воскресением. Иисус, говорит ученикам о том, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену … и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22), но ученики не поняли, «а спросить Его о сем слове боялись» (Лк. 9:45). Почему боялись? Боялись спросить, очевидно, именно потому, что не понимали смысл Его слов. А может быть, потому, что предчувствовали беду и не хотели себе в этом сознаться.

Евангелия не скрывают от нас, что между учениками периодически возникали конфликты. Они были связаны, в частности, со спорами о первенстве, многократно зафиксированными Евангелистами. В сегодняшнем Евангелии приведен такой эпизод. Он, со всеми вариациями, которые мы встречаем у синоптиков, свидетельствует о том, что споры учеников о первенстве касались как иерархии внутри группы из двенадцати апостолов, так и их возможного места в том «царстве», о котором Иисус постоянно им говорил, но о котором, судя по всему, они имели весьма смутное представление.

Педагогический метод, используемый Иисусом для того, чтобы избавить их от споров о первенстве, кажется несколько неожиданным и не лишенным юмора: он ставит перед ними ребенка. Обняв его, Иисус обращается к ученикам, но вовсе не со словами о первенстве: Он не отвечает прямо на вопросы, которые ученики обсуждали между собой по дороге, но переводит всю беседу в иное русло.

Учение Иисуса уже при Его жизни выходило за пределы общины близких Ему людей. В сегодняшнем Евангелии говорится, как «Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Уже в этом, произошедшем при жизни Иисуса случае, можно усмотреть проблему нарушения единства Церкви. Блж. Августин говорит: «Тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: "Не запрещайте ему". Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви».