Женщины в Евангелии

Седмица 22-я по Пятидесятнице


После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Лк. 8: 1-3

В сегодняшнем Евангелии упоминаются женщины, которые служили Иисусу.

В повествованиях всех четырех Евангелистов неоднократно возникают образы женщин, следовавших за Иисусом. Матфей говорит о том, что при Его кресте стояли «многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27:55). В параллельном месте у Марка о женщинах говорится подробнее: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые … следовали за Ним и служили Ему…» (Мк. 15:40–41). В обоих случаях употреблен глагол «служить», указывающий на то, что основным делом женщин была разнообразная помощь Иисусу и Его ученикам в бытовых вопросах.

Выражение «служить имением», которое употребляется в сегодняшнем Евангелии, указывает на то, что некоторые из женщин, следовавших за Иисусом, вкладывали свои материальные ресурсы в Его дело. По крайней мере, одна из перечисленных трех женщин, жена домоправителя, должна была быть достаточно состоятельной. Не случайно она оказывается единственной из упомянутых в Евангелиях женщин, чей социальный статус Евангелист посчитал нужным отметить.

В течение всего евангельского повествования (это касается всех четырех Евангелий) женщины как бы держатся в тени; они выступают на передний план только в заключительных главах Евангелий — в рассказах о смерти Иисуса на кресте и событиях, последовавших за этим. Обратим внимание на слова Луки о том, что среди них были те, которых Иисус «исцелил от злых духов и болезней».

Слово «многие» по отношению к женщинам в окружении Иисуса употребляют все три Евангелиста-синоптика (Мф. 27:55; Мк. 15:41; Лк. 8:3). Однако лишь немногие из женщин входили в тот ближний круг, который Лука обозначил словом «некоторые». Именно этот круг женщин-учениц Иисуса занимает существенное место в повествованиях о событиях, связанных с Его смертью и воскресением.

Общий список названных по имени женщин из окружения Иисуса включает девять имен (или восемь, если считать Марию, матерь Иосифа и Иосии, одним лицом с «другой Марией»), из них пять (или четыре) с именем Мария. Мария Магдалина упоминается чаще других женщин, следовавших за Иисусом, и только она упомянута во всех четырех Евангелиях.

В Деяниях, перечислив имена одиннадцати апостолов, Лука говорит: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Смерть и воскресение Иисуса объединили тех, кто был связан с Ним при жизни в единую общину числом около 120 человек (Деян. 1:16). В нее вошли апостолы, родственники Иисуса по плоти, включая Его Матерь, и те самые «некоторые жены», которые служили Ему еще в Галилее. В дальнейшем повествовании Деяний апостольских эти женщины более не упоминаются.

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин.

В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула «равноапостольных» и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов (Мк. 16:9). В числе других равноапостольных женщин — святая царица Елена (+327); святая Нина, просветительница Грузии (+335); святая Ольга (+969). Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины.

Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе Его времени. Женщины были на заднем плане: они «служили» мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин.

Однако, если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины.