Исцеление бесноватого в Капернауме

Седмица 19-я по Пятидесятнице


И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Лк. 4: 31-36

Рассказ об исцелении бесноватого в Капернауме, который читается сегодня, имеется в Евангелиях от Марка и Луки. У Луки исцеление бесноватого в Капернауме оказывается первым чудом, совершённым Иисусом после возвращения из пустыни (Лк. 4:31–37). В обоих Евангелиях связь между этим эпизодом и искушением в пустыне очевидна. Там Иисус отверг диавольский соблазн, тем самым объявив диаволу войну. Здесь Он дает первый бой в этой войне, которую апостол Павел определяет как брань «против козней диавольских... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11–12).  

Один из этих духов злобы, вселившийся в человека, предстал перед Иисусом в капернаумской синагоге. Лука употребляет выражение «человек, имевший духа бесовского нечистого», а духа, вселившегося в человека, называет термином «демон», «бес». Глагол «запретить» в данном случае указывает на силу Иисуса, Его способность добиваться немедленного и эффективного результата.

Нечистый дух мгновенно реагирует на повеление. Одновременно реагирует и тело освобождающегося от него человека. Согласно Луке, «бес, повергнув его посреди, вышел из него, нимало не повредив ему» (Лк. 4:35).