Предсказание о втором пришествии

Седмица 16-я по Пятидесятнице


Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Мф. 24: 34-44

В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Матфея, которое по причине предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня было перенесено на вчерашний день, мы слышим предсказания Господа о его втором пришествии.

Иисус часто говорил ученикам о том, что миру придет конец: этому посвящен целый ряд Его притчей, а также одно из последних наставлений, произнесенное на горе   Елеонской  (Мф.24:3–51).

Часть этого наставления читается в сегодняшнем Евангелии. Она схожа во всех синоптических Евангелиях, но слова о мелющих в жерновах и притча о хозяине дома есть только у Матфея. Главными темами этого поучения, как оно изложено у всех синоптиков, становятся не события ближайшего будущего, а события тех дней, о которых никто, даже Сын Божий, не знает, когда они наступят.

В сказанном наставлении Иисус, в частности, сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Что означает это изречение? Думается, это изречение представляет прямую параллель к фрагменту Нагорной проповеди. В Нагорной проповеди Иисус говорит о том, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Слова «доколе» и «пока» указывают на то, что два события произойдут одновременно: конец неба и земли и исполнение закона. Таким образом, закон продолжает свое действие до конца неба и земли, но его действие не простирается за пределы этого события. Напротив, слова Иисуса «не прейдут» даже после того, как прейдут небо и земля.

В этом и заключается наиболее существенная разница между законом Моисеевым и тем законом, который преподает Иисус Своим ученикам. Закон Моисеев имеет ценность исключительно в перспективе земной истории: после окончания этой истории он утратит актуальность. Закон, установленный Иисусом, не имеет ограничения во времени: он адресован земным людям, но имеет абсолютную, вневременную ценность. Он соединяет время с вечностью, историю с метаисторией. Грань между земным бытием человечества и Царством Небесным здесь полностью  стирается.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.