Несение креста

Седмица 6-я Великого поста 


А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

Мк. 15:16-23

Евангелисты рассказывают о том, что Иисус подвергся истязаниям и надругательству со стороны римских солдат. Происходит это во внутреннем дворе, куда Иисуса уводят после того, как Пилат объявил смертный приговор. Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн, говорят о багрянице и терновом венце — пародии на царские регалии. Матфей и Марк упоминают о том, что Иисуса били тростью по голове.

Что представлял собой терновый венец, возложенный на голову Иисуса? В христианской традиции, в частности Тертуллианом, он воспринимается как образ «поношения, позора, унижения и жестокости», Климентом Александрийским — как «некоторого рода издевательство над высокосвященными страданиями Господа».

В то же время, терновый венец — не просто символ: он должен добавить боли и без того уже истерзанному бичами Осужденному. Греческий термин, означающий «шип», «колючка», «терн», может указывать на любое растение, имеющее шипы, такое, например, как зизифус или нильская акация. Венец из ветвей подобного растения должен был вызывать острую боль и обильное кровотечение, особенно при ударах по голове тростью.

Отметим, что перед тем, как повести Иисуса на распятие, воины снимут с него багряницу. Однако Евангелисты ничего не скажут о снятии с Него венца. Вероятно, венец оставался на Его голове до самого конца. Так, во всяком случае, восприняла евангельский рассказ христианская иконография: на иконах Распятия Иисус, как правило, изображается в терновом венце.

Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни. И упоминают «некоего Симона Киринеянина». Киринея, или Кирены — ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога (Деян. 6:9). Говорили они на своем диалекте.

Папа Римский Лев Великий считал, что Симон Киринейский был язычником. Симон мог быть одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа (Рим. 16:13): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона "Иисус Христос. Жизнь и учение", размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии "Читайте Евангелие".