Иисус в Кесарии Филипповой

Седмица 5-я Великого поста


И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Мк. 8: 27-31

Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Марка: «И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:27–31).

Почему этот отрывок звучит сегодня? Потому что мы приближаемся к Страстной седмице, когда будем вспоминать обо всех тех событиях, о которых Христос предсказывал ученикам. И Церковь готовит нас к этим священным воспоминаниям.

В прочитанном евангельском отрывке Иисус ставит перед учениками ключевой вопрос: кто Он для них? На этот вопрос отвечает только Петр. Почему? Либо потому, что он реагировал быстрее, чем другие; либо потому, что отвечал от имени всех; либо же на тот момент он был единственным учеником, оказавшимся способным твердо признать в Иисусе Христа. Исповедание веры в Иисуса как Христа, Бога и Спасителя придет к ученикам позже, после Его воскресения и после того, как в день Пятидесятницы на них сойдет Святой Дух.

Вопрос, который Иисус поставил перед учениками, Он ставит и перед каждым из нас. Кто Он для нас? Просто великий пророк или учитель нравственности, подобный другим древним пророкам? Конечно, нет. Он для нас воплотившийся Бог и Спаситель. Этим христианство и отличается от других религиозных традиций. В центре христианства стоит не нравственное учение Христа, а именно Сам Христос — Бог, воплотившийся и распятый на кресте.

После Своего воскресения Он вознесся на небо, но оставил на земле Церковь, в которой незримо пребывает. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века». Мы являемся не просто прямым продолжением той апостольской общины, которую основал Христос: мы являемся той самой общиной. Поколения сменились, одни люди ушли, на их место пришли другие, а Церковь как община осталась. И во главе Церкви стоит Христос.

Его мы встречаем в Евангелии, Его мы встречаем в молитве, Его мы принимаем внутрь себя в таинстве Евхаристии. И именно потому, что наша сегодняшняя Церковь является той самой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, которую основал Христос, совершаемая нами Евхаристия является той самой Тайной вечерей, на которой Он преложил хлеб и вино в Свое Тело и Кровь.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона "Иисус Христос. Жизнь и учение", размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии "Читайте Евангелие".