Призвание Левия Алфеева

Седмица 3-я Великого поста


Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Мк. 2: 14-17

Комментарий митрополита Илариона:

В сегодняшнем Евангелии мы читаем историю призвания Левия Алфеева в число учеников Иисуса.

Община учеников складывалась вокруг Иисуса постепенно. Общее количество учеников варьировалось: если верить Евангелисту Иоанну, то сначала их было пять, потом стало значительно больше, потом многие отошли. Синоптики не прослеживают такую динамику: из их повествований можно вывести лишь то, что число учеников постепенно росло.

Был ли Матфей до призвания знаком с Иисусом, или Иисус призывает незнакомого человека, которого видит впервые в жизни? Прямого ответа на это синоптические Евангелия нам не дают. Однако отождествление Матфея-мытаря с Матфеем-Евангелистом позволяет предположить, что Матфей мог быть среди слушателей Нагорной проповеди (Мф. 5–7). В этом случае (как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном) получается, что Иисус призывает не незнакомого человека, а того, кого Он уже ранее встречал.

История призвания Левия Алфеева содержит в себе не только тему формирования общины учеников Иисуса, но и отсылает нас к конфликту Иисуса с Его оппонентами – книжниками и фарисеями. Мы не знаем, как начался этот конфликт. Призвание Левия Алфеева – это первый эпизод, в котором фарисеи и книжники выступают в качестве действующих лиц.

Чтобы понять смысл обвинения книжников и фарисеев, которое звучит в сегодняшнем Евангелии, нужно сказать о том, что святость и чистота в Ветхом Завете понимались прежде всего как отделенность от всего, что является нечистым, не святым. Фарисеи считали себя «отделенными» от обычных людей, не такими, как прочие (Лк. 18:11). Совместная трапеза с грешными людьми выступала в глазах фарисеев и книжников как то, что оскверняло человека.

В Своем учении Иисус опровергал фарисейские представления о нечистоте. Причины нечистоты следует искать не вне себя, а внутри, в своих злых помыслах. Фарисеям Иисус говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:25, 27).