О двух лептах вдовы

1-я приуготовительная седмица к Великому Посту


И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Лк. 20: 45 – 21: 4

Комментарий митрополита Илариона:

В сегодняшнем Евангелии, вслед за обличением книжников, которые «поедают домы вдов и лицемерно долго молятся», следует сцена, в которой бедная вдова противопоставляется богатым жертвователям. Этот эпизод является смысловым продолжением обличения Иисуса.

Вдова относилась к категории немощных и беззащитных людей, а сумма ее пожертвования была очень небольшой. Но именно на вдову пал взор божественного Учителя, увидевшего, что за материальной скудостью в ней скрывалась душевная щедрость.

В Евангелии от Луки мы встречаем слова: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). Это изречение — одно из многих, свидетельствующих о том, что Иисус Сам смотрел и других учил смотреть на людей не теми глазами, которыми люди обычно смотрят друг на друга. Последовательно, из одного поучения в другое Иисус противопоставлял бедность богатству, смирение гордыне. Эта линия будет столь же последовательно проводиться Его апостолами: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5); «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27–28).

В христианской традиции рассказ о двух лептах вдовы получил разнообразное толкование.

В «Апостольских постановлениях», — сборнике правил, появившемся не позднее IV века, — евангельская вдова представлена как образец поведения для вдов.

Блаженный Августин отмечает, что одно и то же Царство Закхей приобрел за половину своего состояния, а бедная вдова — за две лепты; «одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды».