О признаках кончины мира

1-я приуготовительная седмица к Великому Посту


Но вы смотри́те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Мк. 13: 9-13

Комментарий митрополита Илариона:

Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой часть поучения Иисуса о последних временах и содержит в себе несколько тем.

Кончина мира будет связана с гонениями. Увещевая Своих учеников не обдумывать заранее, что надо говорить во время гонений, Иисус упоминает о Духе Святом. Из всех евангельских упоминаний о Святом Духе складывается следующее представление о Нем: 1) Он есть Утешитель; 2) Он есть Дух истины; 3) Он исходит от Отца; 4) Он дается Отцом по ходатайству Сына; 5) Он посылается в мир Сыном; 6) Он будет свидетельствовать о Сыне; 7) Он придет только в том случае, если Сын вернется к Отцу; 8) придя, Он «обличит мир о грехе и о правде и о суде»; 9) Он прославит Иисуса; 10) Он будет возвещать то, что услышит от Иисуса; 11) Он «наставит» учеников на всякую истину, «научит» их всему, «напомнит» им то, что говорил Иисус; 12) Он возвестит им будущее.

Другая тема, касающаяся кончины мира, — это проповедь Евангелия во всех народах: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие». Именно эти слова содержат то условие, без которого конец мира не наступит. Евангелие должно быть проповедано «всем народам», «всей твари», и, может быть, именно с этой целью Бог будет продлевать историю человечества — для того, чтобы никто из живущих на земле не остался незатронутым проповедью Евангелия.

Еще одна тема поучения — это терпение. Святитель Иларий Пиктавийский пишет «о претерпевших до конца»: «Господь ободряет нас, чтобы мы ожидали наступления конца с надлежащей верой и терпением: „Претерпевший же до конца спасется“. Не блаженная пустота нас ожидает, но существует плод веры, и награда за веру не отменяется, конец же есть окончательное обретение обещанного блаженства. Блаженны те, кто устоит, поставив себе целью обретение совершенного счастья: ожидание веры таких людей целиком осуществится. Так что конец означает для нас пребывание неизменными в том состоянии, к которому теперь уже в нас все устремлено (Ср. 2 Фес. 1:5-7)».