Сретение Господне

Седмица 38-я по Пятидесятнице


А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Лк. 2: 22-40

Комментарий митрополита Илариона:

Славянское слово «сретение» означает «встреча». Сегодня мы вспоминаем событие, когда Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. В храме Младенца Иисуса встретил старец Симеон — человек, которому, по слову Евангелия, Духом Святым было обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Христа Господня. Церковное предание говорит о том, что праведный Симеон был одним из семидесяти толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык во времена Птолемея Филадельфа, то есть примерно за 270 лет до Рождества Христова; Симеон усомнился в словах пророка Исайи о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и хотел слово «дева» исправить на «молодая женщина», и вот тогда, согласно преданию, было дано ему обетование, что он доживет до того времени, когда Дева во чреве приимет и родит Сына. Он прожил долгую жизнь — много дольше, чем люди живут обычно, — для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к лицу встретиться с Воплотившимся Богом.

Взяв Младенца Иисуса на руки, он почувствовал, благодаря действию Святого Духа, что это и есть Тот обетованный Мессия, Который пришел, чтобы спасти израильский народ. И тогда Симеон воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти слова подводят итог жизни этого праведного мужа, которая вся была проникнута ожиданием пришествия в мир Спасителя — Того, Который станет славой израильского народа, но будет «светом к просвещению язычников», то есть просветит Своей проповедью, Своим учением весь человеческий род, все народы земли.

Праздник Сретения Господня напоминает нам о цели христианской жизни. Цель христианской жизни заключается в том, чтобы еще на своем земном пути человек встретил Христа.

Если человек в своей земной жизни встретил Христа, ему не страшно умирать, потому что самое главное событие в его жизни произошло. Это та самая встреча, которая для нас является залогом вечной жизни, залогом того, что мы члены нового Израиля и нас ожидает новое небо и новая земля. Эта великая встреча — залог того, что по милости Божией и по благодати Святого Духа, если мы будем вести добрую, христианскую жизнь и исполнять евангельские заповеди, наше земное бытие увенчается не смертью, а успением и переходом в вечную жизнь.