История Закхея

Неделя 37-я по Пятидесятнице


Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Лк. 19: 1-10

Комментарий митрополита Илариона:

История, о которой мы читаем в сегодняшнем Евангелии, во всем корпусе Четвероевангелия стоит особняком. Она не относится к числу рассказов о чудесах, в ней не происходит ни исцеления, ни изгнания беса, ни какого-либо иного заслуживающего внимания знамения. Вероятно, таких историй было много в земной жизни Иисуса, но Евангелисты, за редким исключением, не сохранили свидетельств о встречах, не сопровождавшихся чудесами. История с Закхеем представляет собой такое исключение.

В этой истории есть элемент комизма: человек маленького роста влезает на дерево, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. А между тем, Закхей был не просто рядовым сборщиком податей. Он был «начальником мытарей», а значит, имел в своем подчинении людей, должен был требовать к себе уважения. В то же время, как мытарь он был пособником оккупантов, а, следовательно, был презираем своим собственным народом. Взрослому состоятельному человеку такого положения, подобно мальчишке, залезть на дерево на глазах у толпы — значит привлечь к себе любопытство окружающих, стать объектом насмешек и пересудов.

Усердие Закхея вознаграждается сполна: он не только видит, как Иисус проходит мимо, но и привлекает к себе Его внимание. Иисус мгновенно понимает, какой потенциал веры скрывается за этим необычным поступком. Он называет его по имени и говорит о Своем намерении прийти к нему в дом. Приход Иисуса в дом мытаря вызывает ропот. Хотя Евангелист описывает это как реакцию «всех», читатель понимает, что, прежде всего, за этим ропотом стоят фарисеи, постоянно обвинявшие Иисуса в том, что Он «ест и пьет с мытарями и грешниками» (Мф. 9:11). Но ни Иисус, ни Закхей не обращают внимания на ропот. Осчастливленный приходом к нему Иисуса, Закхей дает обещание изменить жизнь: отдать нищим «половину имения», обиженным воздать вчетверо. Эта калькуляция основана на законе Моисеевом, предписывающем расплачиваться четырьмя овцами за одну украденную (Исх. 22:1). Но и этого оказывается достаточно для спасения, которое Иисус возвещает Закхею и его «дому» (семье). Эмоциональный порыв начальника мытарей находит отклик в сердце Иисуса, и Он не требует от него ничего сверх того, что тот способен отдать.