О пришествии Илии

Седмица 35-я по Пятидесятнице


И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Мк. 9: 10-16

Комментарий митрополита Илариона:

В сегодняшнем евангельском чтении ученики Иисуса спрашивают Его о пришествии пророка Илии. Этот вопрос отражает характерные особенности мессианских ожиданий, распространенные среди иудеев времён Иисуса Христа. 

Эпоха пророков в истории Израиля обнимает собой внушительный период: от XI века до Р. Х., когда жил Самуил, до V века до Р. Х., когда умер Малахия — последний из «малых пророков», чьи книги вошли в Ветхий Завет. В течение примерно четырех столетий перед рождением Иисуса в Израиле не было пророков — по крайней мере, таких, которые по степени своего влияния могли бы сравниться с древними пророками. Однако ожидание возвращения одного из пророков было широко распространено. В частности, предполагали, что вернуться на землю может Илия, поскольку, согласно 4-й Книге Царств, он не умер, а был вознесен на небо. 

Ожидание «последнего пророка» было так же широко распространено, как ожидание Мессии. Некоторые отождествляли этого пророка с обетованным Мессией, другие — с Илией, полагая, что его приход будет предшествовать приходу Мессии. Вот почему появление Иоанна Крестителя на берегах Иордана вызвало огромное возбуждение в народе, и вот почему имя Илии часто упоминалось в связи с ним. Сам Иисус говорит о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14). 

Эти слова следует понимать в том смысле, что, хотя Иоанн — не Илия (Ин. 1:21), он выполняет ту миссию, которую должен был выполнить Илия перед пришествием Мессии (Мф. 11:14). По той же причине некоторые видели Илию в Самом Иисусе.