Наставления апостолам перед проповедью

Седмица 34-я по Пятидесятнице


Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Мф. 10: 16-22

Комментарий митрополита Илариона:

В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем наставления Иисуса апостолам перед тем, как Он посылает их на проповедь. Эти наставления имеют общий характер и относятся не столько к первому миссионерскому путешествию апостолов, из которого они в скором времени возвратятся, сколько в целом к тому типу свидетельства, которого Иисус ожидает от Своих последователей. Он не обещает им никакого успеха, наоборот, предсказывает перманентный конфликт между ними и окружающим миром.

Мы можем только догадываться, какую реакцию вызывали в учениках такие предсказания: «Нужно крайне удивляться, каким образом апостолы, эти боязливые люди, никогда не бывавшие дальше озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не сбежали, — пишет Иоанн Златоуст. — Как они не подумали и не сказали сами в себе: куда же нам бежать? Против нас судилища, против нас цари и правители, иудейские синагоги, народы эллинские, начальники и подчиненные, — потому что Христос не только предсказал им о бедствиях, ожидающих их в одной Палестине, но предсказал и войну против них всей вселенной, говоря: „поведут вас к правителям и царям“, показывая тем самым, что Он впоследствии пошлет их проповедниками и к язычникам...».

В словах «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» образы змеи и голубя использованы для характеристики внутренних качеств человека, свойственных последователям Иисуса. В христианской традиции утвердилось аллегорическое толкование этих образов. Прп. Амвросий Оптинский пишет: «По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, что, когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо… Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне растворять незлобием голубиным…».