Заповеди блаженства

Седмица 34-я по Пятидесятнице


И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Лк. 6: 17-23

Комментарий митрополита Илариона:

В Евангелии от Луки всего четыре заповеди блаженства вместо девяти заповедей у Матфея. Сегодня мы читаем их, прославляя память преподобного Серафима Саровского, который за свою подвижническую жизнь удостоился духовного блаженства, когда ещё жил на этой земле.

Блаженства представляют собой цельную духовную программу: в них перечислены качества, которыми должен обладать последователь Иисуса. Термин «блаженство» указывает не просто на обычное, земное, человеческое счастье, но на то состояние, которое имеет ярко выраженное религиозное измерение. В псалмах этот термин практически везде увязывается с верой человека в Бога, надеждой и упованием на Него, страхом перед Ним, исполнением Его закона, пребыванием в Его доме, а также с отпущением грехов.

Нищета духа, о которой говорится в первой заповеди, объясняется свт. Иоанном Златоустом так: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем... Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих».

По аналогии с тем, как следующая заповедь призывает алкать и жаждать не хлеба, а правды Божией, заповедь о плачущих тоже понимается в духовном смысле. Свт. Филарет (Дроздов), разъясняя это, говорит: «Блаженны плачущие о правде и добродетели, которых не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали Бога».

В последней заповеди, по версии Евангелия от Луки, Иисус раскрывает Себя не только как источник всех перечисленных заповедей, но и как главную причину, по которой Его последователи будут гонимы. Они будут гонимы не потому, что они нищие духом или плачущие, но потому, что они веруют в Него, являются Его последователями, исполняют Его заповеди. Иными словами, они будут гонимы не за те или иные качества и не за следование тем или иным нравственным установкам, а за то, что они делают все это во имя Его: будут гонимы именно как христиане.