Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
26
Мая / 2019 ГОД
По новому стилю
13
Мая
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Евангелие от Иоанна
20:1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
20:2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
20:3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
20:4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
20:5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
20:6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
20:7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
20:8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
20:9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
20:10 Итак ученики опять возвратились к себе.
Деяния святых Апостолов
11:19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
11:20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
11:21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
11:22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
11:23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
11:24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
11:25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
11:26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
11:29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
11:30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Евангелие от Иоанна
4:5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
4:6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
4:7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
4:8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
4:9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
4:10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
4:11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
4:12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
4:13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
4:14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
4:15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
4:16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
4:17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
4:18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
4:19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
4:20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
4:21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
4:22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
4:23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
4:24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
4:25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
4:26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
4:27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
4:28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
4:29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
4:30 Они вышли из города и пошли к Нему.
4:31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
4:32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
4:33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
4:34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
4:35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
4:36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
4:37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
4:38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
4:39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
4:40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
4:41 И еще большее число уверовали по Его слову.
4:42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Цитата Патриарха

Сколько же сил на протяжении двух тысяч лет было обращено на то, чтобы навсегда из сознания людей ушло имя Господа Иисуса Христа! Это были и внешние гонения на Церковь, и провоцируемые изнутри расколы и разделения. Трудно перечислить все те испытания, через которые прошла Вселенская Церковь Христова. Но для всех очевиден факт: в XXI веке мы молимся так же, как молились наши благочестивые предки и сотни, и тысячу лет тому назад, мы исповедуем те же самые истины, мы пытаемся основывать свою жизнь на тех же самых нравственных принципах, которые Господь нам предложил через Свое Евангелие. И один этот исторический путь Церкви должен вразумить тех, кто еще сомневается… Церковь существует не потому, что ею управляют какие-то выдающиеся личности, не потому, что она основывает свою деятельность на каком-то особом интеллектуальном базисе, не потому, что она хорошо организована... Она существует только потому, что она – Церковь Божия и о ней заботится Сам Господь Иисус Христос.

Евангелие дня

Беседа с самарянкой

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? Или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Ин. 4:5-42

В сегодняшней беседе Господь говорит о Своем Мессианском служении с простой самарянкой, чем свидетельствует о том, что Слово Божие обращено ко всем и каждому.

Беседа Христа и самарянки происходит на двух разных уровнях. На одном уровне говорит самарянка: она задает Спасителю простые вопросы, касающиеся ее бытовой и религиозной жизни, и совершенно на другом уровне отвечает ей Иисус Христос. Самарянка говорит о том, как может Господь утолить ее жажду, если ей приходится каждый день приходить к колодцу, чтобы черпать воду, – неужели Тот, Кто говорит с ней, больше Иакова, благодаря которому этот колодец появился? Она спрашивает Христа, где надо поклоняться Богу – в Иерусалиме или на той горе, на которой ее предки поклонялись? А Господь ей говорит и о ее жизни, о которой Он знает, хотя самарянка ничего Ему не рассказывала, говорит о том, как надо поклоняться Богу и молиться Ему, и женщина понимает, что Тот, Кто беседует с ней, – не простой человек, что это Спаситель Иисус Христос. Понимает она не потому, что Господь ей все разъяснил и растолковал, а потому, что при встрече с этим человеком, в котором внутренним взором распознала Бога воплотившегося, почувствовала: в жизни есть иное содержание помимо той повседневности, которой живут обычные люди и которой жила она.

Господь указал женщине и на ее образ жизни, когда ответил ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:17-18) – иными словами, она живет с этим человеком не в браке. Спаситель сказал это не для того, чтобы осудить, но чтобы она почувствовала, что Бог все знает и все видит.

Господь никогда не нарушает нашу свободу – человек живет так, как он сам хочет. Бог вторгается в человеческую жизнь, только если тот сам этого захочет в результате каких-то неожиданных и часто скорбных обстоятельств. Но очень часто мы выстраиваем свою жизнь, как желаем сами, и считаем, что Богу это угодно, потому что Он ни во что не вмешивается. На самом же деле Господь через Евангелие, через Церковь, через церковные постановления напоминает нам о том, что мы должны делать, а что не должны. Он мягко напоминает нам об этом, как мягко показал женщине самарянке, что Он все видит и все знает. И Он не осудил ее, как не осуждал и других людей, которые приходили к нему с чистым сердцем.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона "Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий", размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии "Читайте Евангелие".

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В ночь перед казнью после страшных мучений святой Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел Господа Иисуса Христа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай – и сподобишься царствовать со Мною». Утром император предложил святому Георгию стать своим соправителем. Великомученик притворно согласился и пошёл в капище Аполлона, где молитвой сокрушил идолов. Видя это, царица Александра исповедала Господа Иисуса Христа. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен!» Император Диоклетиан немедленно приказал казнить святого Георгия и святую царицу Александру. На месте казни великомученик просил Господа, чтобы Он простил мучителей и привёл их к познанию Истины.

СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О САМАРЯНЫНЕ

Когда ученики отлучились купить пищи, приходит из города (Сихарь) некая женщина почерпнуть воды, и Иисус просит у неё воды. Та замечает, что не должно им общаться, ибо по выговору и по одежде признала Его иудеем. Он же наводит её на размышление о высоком, заговорив о духовной воде, которую представляет неиссякающей и очистительной, уподобляя Дух Божий воде и огню. <…> Когда беседа окончилась, приходят ученики и дивятся Его снисходительности: как это говорит Он с женщиной? Он же беседует с ними о вечной пище, то есть о человеческом спасении, и о том, что надлежит им труды пророков пожать. Когда женщина достигла города и возвестила происшедшее с нею, все поднимаются и приходят ко Христу, убеждённые, что та не обличила бы себя, если б не узнала нечто великое. И обращаясь к Нему, упрашивают пробыть у них дня два. Женщина эта – та самая самарянка, которую Христос нарёк впоследствии Фотинией и которая украсилась при Нероне мученическим венцом вместе с семью её сыновьями после многих истязаний.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru