Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
2018 ГОД
четверг
15
Ноября
По новому стилю
02
Ноября
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • События дня
  • Евангелие дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



Чтение Апостола, Евангелия

Второе послание к Фессалоникийцам
(2 Сол., 276 зач., II, 13 – III, 5)

2.13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

2.14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

2.15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

2.16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

2.17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

3.1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

3.2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3.3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

3.4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

3.5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Евангелие от Луки
(Лк., 62 зач., XI, 47 – XII, 1)

11.47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

11.48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

11.49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

11.50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

11.51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

11.52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

11.53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

11.54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

12.1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Послание к Ефесянам
(Еф., 233 зач., VI, 10–17)

6.10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

6.11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

6.12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

6.13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

6.14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

6.15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;

6.16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

6.17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Евангелие от Матфея
(Мф., 36 зач., X, 16–22)

10.16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

10.17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

10.18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

10.19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

10.20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

10.21 Предаст же брат брата на смерть, и отец -- сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

10.22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Цитата Патриарха

В основе уныния – маловерие, бесплодная вера, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры – это надежда. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, – учит нас слово Божие (Пс. 145, 3). Надейтесь на Бога. Но надежда на Бога не должна освобождать человека от осознания ответственности за свою жизнь и за свои поступки. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Творца, обладает внутренней силой делать все, чтобы решать возникающие перед ним задачи. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но уныния испытывать не будет. Ибо какое уныние, если Бог рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, попускает трудные обстоятельства, то, преломляя все это через призму своей веры, мы видим над нами руку Божию и тем самым способны обретать мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую нас жизнь.

События дня

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ О ПРИНЕСЕНИИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ БОГУ

Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает её назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведён к алтарю, становится жертвою. Посему и человек, доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий, дотоле он и тело его не есть жертва Богу. Христиане, одним именем не превозноситесь и не обольщайтесь наружностью. Кто не живёт истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берёт человека с пажити мира, обращает и влечёт к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению, то оставляет позади себя всё, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу и тело; решается и действовать, и жить, и умереть для Иисуса Христа.

О КОНЧИНЕ ПРАВЕДНОГО СЕРВУЛА

Святитель Григорий Двоеслов (VI век) в своих «Диалогах» записал историю о кончине праведного Сервула. Он был расслабленным нищим и долгое время страдал параличом: не мог стоять, сидеть, повернуться или привстать на постели, он даже не мог поднести к устам свою руку. Выжить при такой болезни ему помогали его мать и брат. Все они жили на милостыню. Сервул был безграмотным, но хорошо знал Писание: когда-то он, накопив немного денег, купил себе Библию и регулярно просил людей в больнице почитать ему Писание. Отличительной чертой Сервула было благодушие и благодарность Богу – он никогда не роптал. Когда Сервул почувствовал близость смерти, он попросил посетителей и живших в больнице встать и пропеть с ним псалмы. Во время пения он вдруг с ужасом прервал молящихся: «Молчите! Неужели не слышите, какие хвалы воспеваются на небе?» В этот момент, когда он стал свидетелем небесного богослужения, святая душа его разрешилась от тела. Вплоть до погребения от его тела исходило невыразимое благоухание.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru
Евангелие дня

Предостережение от фарисейского лицемерия

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Лк. 11: 47 – 12: 1

Как видно из сегодняшнего Евангелия, Иисус проводил прямую линию преемства между теми, кто во времена Ветхого Завета убивал пророков, и Своими современниками, книжниками и фарисеями. По какой причине Иисус возлагает вину за пролитие всей крови от Авеля до Захарии на фарисеев и книжников? По той же причине, отвечает Иоанн Златоуст, по какой в другом месте Бог возложил вину отцов на детей «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). Он это сделал «не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху».

Об Авеле Иисус напоминает потому, что он был убит из зависти, а убийство Иисуса фарисеи замышляют тоже из зависти. Приводя примеры ветхозаветных праведников и пророков, говоря об их насильственной смерти, Иисус предсказывает собственную смерть. Она станет еще одним преступлением, стоящим в одном ряду с теми, которые были совершены «отцами» фарисеев и книжников Его времени. Слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что Он осуждает фарисеев за почитание древних пророков, заботу об их гробницах. Но Он показывает, что подлинное почитание пророков должно выражаться в том, чтобы не повторять ошибок тех, кто были их гонителями и убийцами. Хотя фарисеи отрекаются от преступлений своих отцов, через убийство Праведника они станут их сообщниками в пролитии крови «пророков, мудрых и книжников».

Выражение «взяли ключ разумения» — единственное в своем роде во всем корпусе Евангелий, как и единственный случай употребления слова «знание», «разумение». Оно подразумевает, что для понимания закона требуется ключ, то есть правильная интерпретация. Объявив себя единственными легитимными толкователями закона Моисеева, законники похитили и присвоили этот ключ. Образ ключа созвучен тому, что Иисус говорил о фарисеях у Матфея: что они запирают людям вход в Царство Небесное.

Закваска, образ которой употребляется в сегодняшнем Евангелии, является микробиологическим элементом, добавляемым в пищу в определенных целях. В хлеб закваска (дрожжи) добавляется для придания ему пышности и вкуса. Благодаря закваске тесто вскисает и при выпечке «поднимается». В Ветхом Завете хлебной закваске придавался особый, религиозный смысл. Он был связан, прежде всего, с запретом на употребление квасного в течение одной недели — когда Израильский народ праздновал пасху. Нарушение этого запрета, согласно закону Моисееву, должно было караться смертной казнью. Изначальное происхождение запрета на употребление квасного в еврейской традиции является предметом спора между учеными, равно как и богословское объяснение причин, по которым закваска должна была удаляться из домов на целую неделю. Согласно одному объяснению, закваска была символом греха. По другому толкованию, уничтожение всей старой закваски было символом обновления, которое должно было происходить ежегодно. Это толкование отражено в словах апостола Павла: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:6–8). Слова Павла о закваске порока и лукавства перекликаются со словами Иисуса о «закваске фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). В данном случае под закваской понимается тот фермент, который, пропитывая собой все учение фарисеев и саддукеев, делает его непригодным к тому, чтобы открывать путь в Царство Небесное. Этот фермент Иисус и называл лицемерием.

Источник: митрополит Иларион