Владимир славнодержавный: 3 правила жизни от просветителя Руси

Владимир Басенков

Источник: Григорий Сысоев / РИА Новости

Какие государственные решения после крещения принимались князем Владимиром с большим трудом? Как была организована миссионерская деятельность святого? И как русская основательность определила религиозный выбор Владимира?

Семь раз отмерь – один раз отрежь

И выбора веры это тоже касается. Нам сегодня проще рассуждать, потому что крещение в русском народе, к счастью или сожалению, стало традицией. Но и при этом в обществе царят не всегда однозначные представления о том, что же из себя представляет христианство. А вот князь Владимир задавал всем ходокам-миссионерам правильные и глубокие вопросы.

«Зачем Он [Христос] родился от Жены, был распят на древе и крестился водою?», – спросил язычник у пришедших к нему греков. К слову, князь принимал у себя представителей всех крупнейших мировых религий и оценивал «со своей колокольни» учение каждой конфессии. Красивых слов Владимиру было мало, и он решил посмотреть на отправление религиозных культов всех «вер». Князь отправил экспедиции к представителям Римской Церкви в Германию, мусульманам в Болгарию и православным в Византию. Послы Владимира были очарованы красотой древнего богослужения, ангелоподобным пением, светом и величием храмового пространства. Самое главное, русские люди живо ощутили присутствие Святого Духа в константинопольском храме.

Перед крещением князь Владимир ослеп. Но купель в Херсонесе вернула святому зрение. Его многолетние духовные поиски, анализ и разговоры о вере завершились не просто принятием новой религии, но сверхъестественным событием. Наверное, радость от такого основательного подхода к принятию христианства, с ожиданием и возможностью вызреть плоду в сердце, принесла князю большую пользу, чем быстрое и неглубокое решение.

Благовествуй

Приняв святое крещение, князь Владимир поспешил сообщить об этом всей стране. Из Херсонеса в Киев славянский правитель организовал настоящий молитвенный караван, с которого фактически началась Русская Церковь. В столице Руси Владимир организовал крещение родственников и приближенных, а также евангельскую проповедь. По городам и весям началось строительство храмов. На первых этапах крещения необходимо было создать «базу», то есть основать церкви. Это значительно облегчало миссию среди населения.

Фактически, сам князь, благодаря своим административным возможностям руководил миссионерской деятельностью новообразованной епархии. Кроме того, стараниями Владимира в крупных русских городах появлялись духовные училища для подготовки кадров, будущих священно- и церковнослужителей, а также просто религиозно грамотных людей.

А еще Владимир успешно проповедовал «на своем уровне»: к нему в Киев прибыли креститься сначала четверо болгарских князей, а затем правитель печенегов и норвежский король.

Святой князь Владимир
Источник: Реставрационно-иконописная мастерская АРТ-ИКОНА http://art-icons.ru

Будь милостивым, и помилован будешь

Князь Владимир прославился «благотворительными обедами»: после каждой воскресной службы или значимого церковного праздника на улицах Киева накрывались богатые столы, к которым приглашались на трапезу все жители города, в особенности – неимущие. Здесь слова Спасителя «взалкахъ бо ся, и дасте ми ясти» (Мф. 25:35) князь реализовывал на практике. На застолья Владимир приглашал «калик перехожих», которые исполняли духовные стихи. Очень важная традиция духовного воспитания для всех возрастов, к сожалению, сегодня в православной среде утраченная.

Князь жертвовал из личных средств (не бюджетных!) деньги на строительство храмов, например, знаменитой Десятинной церкви в Киеве. Что говорить о добром княжеском сердце. Вчерашний язычник, крестившись, встал перед серьезной дилеммой: мог ли он утверждать смертный приговор осужденным преступникам? Мог ли быть судьей, когда Истинный Судья один только Бог? Пожалуй, пример жизни князя Владимира как нельзя ярче показывает, что люди – меняются, Бог – Милостив, и Ему – возможно все. Даже сделать из вчерашних язычников сегодняшних праведников и сделать славянского вождя равноапостольным святым.