Святочные гадания: что об этом думали на Руси?

Владимир Басенков

Константин Маковский
Константин Маковский "Святочные гадания" (ок. 1905)
Источник: Культура.рф

Откуда на Русь пришла традиция святочных гаданий? Что об этом думали русские святые XVI века? И чем действительно стоит заняться во время святок? 

Принято считать, что обычай гадать в Святые дни (период от Рождества Христова до Крещенского сочельника 18 января) – сохранившийся пережиток языческого прошлого Руси. Однако, трудно делать выводы о мертвой культуре, скудные сведения о которой можно лишь черпать из книг времен распространения христианства в нашем народе тысячелетней давности. В этой связи весьма интересным источником о природе святочных (и не только) гаданий служит текст правил Стоглавого собора 1551 года. Событие это было эпохальным, объединяя в себе одновременно и Поместный собор Русской Церкви, и съезд представителей всех земель нашего отечества для решения церковно-государственных вопросов. Инициатором Стоглава стал царь Иоанн IV Грозный, а его участниками были святители Макарий Московский и Акакий Тверской. В некоторой степени можно ссылаться на мнение этих двух русских святых как творцов постановлений Стоглава в отношении гаданий и их участников.

Карл Брюллов "Гадающая Светлана" (1836 г.)
Источник: Культура.рф

Разговор о магических ритуалах во время святок, осуждаемых Православной Церковью, начнем издалека. Известно, что Константин Великий, Тертуллиан и святитель Иоанн Златоуст яростно боролись волхованиями во время святых дней своих крещеных граждан. На секундочку, речь идет о III-IV веках, и не о Руси, а о Византии. То есть, святочные обычаи гаданий, ворожбы, колдовства, а также и в целом увеселений, выходивших за рамки нравственных христианских норм, какими мы привыкли их видеть исключительно в нашей стране, существовали у православных византийцев еще в первые века новой эры. Некоторые исследователи высказывают мнение, что и святочные традиции перекочевали на Русь вслед за установлением крепких связей между двумя странами.

Гадание само по себе преследовало цели сугубо практические. Занимались этим, как правило, женщины, организуя процесс самостоятельно либо прибегая к помощи специалистов. Гадание предполагало мистические «поиск», открытие потаенного в той или иной сфере человека, например, определение подходящего под роль жениха мужчины. Не была исключением и ворожба, где ритуалы уже имели характер не выяснения тех или иных вопросов, а непосредственно действия на решение каких-то вопросов, например, поиск того же жениха или нанесение вреда кому-то из недругов.

Что же думали русские святые об этом явлении? Заглядываем в 93 главу Стоглава:

«Правило шестьдесят первое и шестьдесят второе, святаго вселеснкаго шестаго Собора Святых Отец, возбраняет к волфом ходити, и запрещает православным Християном, поганских и Эллинских скверных обычаев, и над делвами, сиречь над бочками, и корчагами, и вас призывающе, и грохочуще, и протчих неподобных дел творити».

За гадания «над бочками» (да-да, попытки разглядеть в них «суженого-ряженого») грозило отлучение от причастия на 7 лет.

Услугами «волшебствующих», как их называет Стоглавый собор, пользоваться Церковь решительно запрещает. Возможно, на святках использовались и следующие «Эллинские книги», как их называет собор: «Шестокрыл», «Воронограй», «Звездочетие» и «Аристотелевы врата». Все эти «сборники» содержали указания по гаданиям и предсказыванием будущего. Церковь в лице Стоглавого собора призывает своих чад отказаться от чтения и даже хранения дома данных книг.

Таким образом, в мы видим, что Церковь в разные времена в лице конкретных исторических персонажей (в период Стоглава это святые Макарий и Акакий) выступала категорически против участия своих чад в святочных гаданиях. Не нужно объяснять, что это действо пагубно влияет на душу и весь строй  жизни человека, добровольно согласившегося на договор с темными силами ради сиюминутных интересов. По-настоящему выигрышный вариант для любого человека – это ориентация на поддержку Бога. Он – Самый надежный помощник и союзник, Желающий нам только добра и счастья. Поэтому наиболее правильное решение во время святок найти время на молитву и попросить у Господа сокровенного, желаемого и чаемого. Поверьте, хуже не будет.