Как воспитать святого: 3 совета от преподобных Кирилла и Марии

Владимир Басенков

Преподобный Кирилл посылает отрока Варфоломея на поиски потерявшихся лошадей. Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского» (XVI в)
Преподобный Кирилл посылает отрока Варфоломея на поиски потерявшихся лошадей. Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского» (XVI в)
Источник: Из собрания Троице-Сергиевой лавры

Почему важно самосовершенствоваться до рождения детей? Как среда влияет на беременную женщину? И что нужно сделать, чтобы ребенок стал лучше своих родителей? Об этом и не только – в житии святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Воспитание ребенка начинается с родителей

И, на самом деле, вы закладываете добрый плод своего потомства еще задолго до зачатия. Недаром у Авраама и Сарры появился Исаак, у Захарии и Елизаветы – Иоанн, а у Иоакима и Анны – Мария, которая стала Матерью Бога. Бог выбирает праведных, но праведность формируема. Такими были Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на боярский титул, Кирилл предпочел городской суете сельскую жизнь, не сторонился физической работы, был добр к людям, обязательно пускал на приют путников (и даже зазывал, если видел проходящего мимо дома странника). Вместе с Марией они посещали богослужения и любили тишину, что свидетельствует о них как о людях, ищущих общения с Богом. В общем, родители преподобного еще задолго до рождения сына-святого занимались духовным самовоспитанием.

На это нужно обратить внимание, ведь наши греховные привычки с годами ядовитым плющом вплетаются в душу и становятся неотъемлемыми чертами характера. Например, регулярные отговорки от совершения молитвы или осуждение ближнего обычным порядком делают из нас «древо», которое даст соответствующий плод.
В наши дни очень много одиноких людей без пары. Для средневековья подобная ситуация была немыслимой: браки заключались в довольно раннем возрасте, а безбрачные люди обычно отправлялись в монастырь.

Грехи людей уже сами по себе не позволяют им создать семью, становясь барьером для соединения в вечности с другим человеком. Регулярные же встречи с Господом меняют человека, позволяя ему, в свою очередь, менять собственную реальность и формировать счастливое будущее. Недаром народная мудрость всегда призывала смотреть на характер избранника и его родственников: их качества в будущем перейдут на ваших детей. Поэтому нужно стремиться к святости уже сегодня, чтобы получить ее обильные и радостные плоды в чадах послезавтра.

От осинки не родятся апельсинки

В продолжение истории о подготовке к беременности расскажем о том, что же случилось дальше. Еще в утробе матери преподобный Сергий трижды закричал во время литургии, причем аккурат во время произнесения знаменательных слов. Бог от нас ничего не требует и не навязывается, но охотно говорит с человеком, который Его слушает и старается во всем угодить. Так случилось и с Марией. На ее праведность Господь отозвался предупреждением: смотри, женщина, в твоей утробе драгоценное чадо, которое нужно оберегать уже сейчас.

Ребенок – плоть от плоти матери. Конечно же, Мария только усилила духовную жизнь. Часто мать преподобного молилась в уединении. Это помогало ей поддерживать в себе благодать Божию и уходить от дурного влияния мира. Современные родители, к сожалению, не всегда серьезно к этому относятся. Ребенок в утробе ведь все слышит. Процесс его воспитания уже идет. От того, что родители говорят, думают, чувствуют – особенно мать, с которой он неразрывно связан пуповиной – зависит и формирование мыслей ребенка.

Лучший пример – собственный

Мы уже говорили, что Кирилл, отец преподобного Сергия, был боярином. Перебравшись в деревню, княжеский вельможа, очевидно, исходил из мыслей о создании благоприятной духовной среды для семьи. И ничего, что на работу нужно было в Ростов Великий ездить. Здесь, на лоне природы, в тишине деревенской, было прекрасное место для молитвы и божественного созерцания, а также воспитания детей. Интересно, что высокое положение не развратило Кирилла. Мог ведь и в Ростове дом построить, попивать мед с брагой вместе с боярами в корчме, решать вопросы и наслаждаться собой. Нет, понимая, какую опасность для души это несет, Кирилл перебрался загород.

Сергий Радонежский наблюдал жизнь родителей, а идеалом Кирилла и Марии была жизнь по Евангелию. Они много молились, что позже и воспринял святой, которому тихую сельскую жизнь заменил монастырь. Сергий был приучен к труду, и здесь опять сказывается воспитание отца, который, будучи боярином, работал физически. Это на заметку современным отцам.

Заповедь любви к ближнему отрок также унаследовал от родителей, которые с радостью принимали у себя путников. В те времена такие люди требовали особой заботы, а пустить к себе в дом незнакомого человека, который мог оказаться и преступником, решался не каждый. И в этих поступках проявлялись жертвенность Кирилла и Марии ради другого человека, кем бы он ни был. В общем, родители Сергия научили святого любить людей, что сполна реализовалось во время его жизни в монастыре. Строго говоря, семья и была монастырем. Сергий Радонежский, как добрый сын, лишь преумножил и возвел на новую ступень все то, что в него заложили родители.

Пожалуй, дети, которые стали лучше нас – вот замечательная награда для отца и матери. Дай Бог, чтобы уроки родителей преподобного оказались полезны и нам, современным родителям.