Как совместить смирение и здоровую самооценку

Дарья Блинова

Источник: Unsplash

Смирение — это добродетель, к которой стремятся и которой в то же время избегают. Молитвы учат: ты хуже всех, грешнее всех, пади ниц и умоляй Бога о милости. Жизнь требует: достигай большего, стремись к высотам, ты достоин лучшего. В итоге — когнитивный диссонанс, в котором оказывается христианин. Никому не хочется на пути к добродетели приучаться к мыслям о собственной ничтожности. А кого-то уже приучили к этому в христианской семье, и плоды такого воспитания оказались горькими. 

Совместима ли вообще высокая самооценка с добродетелью смирения? Рискну предположить, что да — христианин может оценивать себя здраво. Высокомерие и «ЧСВ» маскируют комплексы, а спокойное и ровное отношение к себе не мешает упованию на Бога. 

Сегодня поговорим о базисах, на которых зиждется здоровая самооценка. Заодно приглашаю вместе порассуждать, как они соотносятся с христианской моралью и духовной жизнью.

 

Безусловное почтение к себе 

Почтение к себе — звучит дико. Мы почитаем Бога и святых, учимся почитать более старших и авторитетных. Но почитать себя — разве это не проявление гордыни? 

Почтение к себе состоит из двух вещей: 

1. Как бы вы ни выглядел человек, как бы ни чувствовал себя, в каком беспорядке ни находилась бы его жизнь — он всегда достоен уважения и принятия. Прежде всего от самого себя. Легко чувствовать себя хорошо в светлые моменты, но куда сложнее на полосе неудач. 

Переживая падения, мы не теряем любовь Бога, не лишаемся Его помощи. Не нужно и переставать быть другом к самому себе, клеймить и ударяться в самобичевание. Бог любит нас без условий, и наша самооценка не должна регулироваться внешними условиями. Болезнь, ошибка в работе и даже плохой поступок не делает никого плохим человеком. 

2. Почитать себя — это давать себе лучшее из доступного в этот момент. Это не значит потратить последние деньги из семейного бюджета на новый смартфон. Нет, лишь понемногу заботиться о себе. Не терпеть неудобства, а бороться с ними. Починить кран в ванной, который раздражающе капает. Достать красивый сервиз из серванта и пить из него чай каждое утро, а не только по большим праздникам. 

Здесь может почудиться призыв к гедонизму, но это не так. Выбирать лучшее можно и в духовной жизни. Поэтому встать рано утром и пойти на литургию — даже большая забота о себе, чем красиво сервированный завтрак.

Жить на автопилоте, закрывать глаза на свои базовые потребности, впадать в уныние от неудач. 

Радоваться мелочам, благоустраивать жизнь и свое окружение, всегда поддерживать себя и помнить о промысле Божием.


Всеобщее равенство

Для человека, уважающего себя, все люди равны. Он ни перед кем не заискивает и ни на кого не смотрит свысока. Любая личность для него заслуживает уважения. Он никого не судит и не зависит ни от чьего мнения. 

Там, где есть иерархия, самооценка дрейфует.

Идея равенства естественно соотносится с христианским мировоззрением. У кого, как не у Христа учиться равному отношению к правителю и к заразному больному. Его называли «другом мытарям и грешникам» (Мф. 11:19), и Его искупительная жертва предназначалась всем в равной степени.

Следить за своим местом в иерархии. 

Почитать каждого, как самого себя. 

 

Искренне осознавать себя первым из грешников — это следующая ступень к добродетельности. Об этом на портале тоже есть прекрасная статья.

 

Личное признание и самореализация

Личное признание — это серьезное отношение к своим сильным и слабым сторонам. Это значит уважать свои интересы и развивать таланты, используя их в том числе и в работе. Ведь только в том, к чему лежит душа, можно играючи достичь земного успеха. Христиане же помнят притчу о талантах (Мф. 25:14-23) и верят, что каждого спросят за неиспользованные возможности.

Не воспринимать себя всерьез, работать только ради денег.

Реализовываться, развиваться, становиться профессионалом.

 

Здоровье и внешность

Святые отцы и психологи сходятся во мнении: здоровую самооценку нельзя выстроить на таком хрупком основании, как внешность. Но без заботы о теле не обойтись — здоровая физическая оболочка дает нам ресурсы для свершений. Болезни и общая запущенность напротив, отбирают силы. 

Для верующего человека тело всегда вторично. Но и его освятил вочеловечением Бог, а значит, полное пренебрежение к внешности и здоровью недопустимо.

Рассматривать себя только как набор качеств и функций: отдельно бессмертная душа, отдельно умная голова и отдельно — слабое никчемное тело.

Заботиться о своем самочувствии, поддерживать внешний вид.

В итоге здоровая самооценка складывается из: 

  • Безусловного уважения к себе;
  • Уважения ко всем без исключения;
  • Осознания своих сильных сторон и недостатков;
  • Внимания к своим интересам и талантам;
  • Заботы о себе.

 

Говорят, работать над самооценкой легко и приятно. Для этого есть упражнение: составить список из 40 пунктов — качеств, которыми вы гордитесь. Этот список нужно регулярно перечитывать, чтобы привыкнуть и поверить во все написанное. 

Признаюсь, мне некомфортно выполнять это упражнение — все еще кажется, что это гордыня и самолюбование. А как думаете вы? Совместимы ли для вас эти столпы здоровой самооценки и христианская жизнь? 

Смотрите также:

Три неочевидные причины учиться смирению;

Почему христианин не обязан быть хорошим;

Почитай отца и мать… издалека. Сепарация от родителей и заповеди Христа;

«Блажен, кто воздаст тебе»: почему злиться сейчас полезнее, чем каяться;

Как пройти сквозь игольное ушко: христианство и деньги.